- АТРИБУТ
- (от лат. attribue - придаю, наделяю) - характерный признак субстанции; необходимое и существенное свойство предмета, присущее ему во всех состояниях и при любых условиях. Философское понятие А. противоположно по своему смыслу таким философским понятиям, как "акциденция" и "модус", которые обычно определяют как случайное и (или) единичное проявление субстанции, сущности.
Аристотель в своей "Метафизике" различил в бытии субстанцию и акциденцию; А. - субстанциальное свойство, вещь не существует без своих атрибутов. Декарт признавал два А. - протяжение как неотъемлемое свойство материальной субстанции и мышление как существенное свойство души, второй субстанции. Спиноза постулировал бытие единой субстанции-природы, а атрибутами ее полагал протяженность и мышление. А., по Спинозе, это то, каким образом рассудок постигает сущность абсолютного, содержимое субстанции; каждый А. бесконечен, должен выражать целокупность субстанции и постигаться из себя самого.
Лейбниц рассматривал субстанцию как единство субъекта и предиката, вещи и свойства, носителя и носимого, и в этом смысле в субстанции следует различать ее А. и их общий носитель. Как и абсолют, А. не имеет границ. Вместе с тем среди многих А. в субстанции существует один главный А., максимально выражающий ее сущность. Например, протяженность составляет общую природу телесной субстанции, и протяженность, по Лейбницу, есть именно А., а не особая субстанция.
Согласно Гегелю, А. - это абсолютное в некоторой определенности, как предмет внешней рефлексии. А. составляет все содержание абсолютного, является одной из сторон существенного отношения, поэтому его можно определить как "относительно абсолютное". Марксисты среди многих А. материи особо выделяют пространство, время, движение и отражение. В логике выделяют особые атрибутивные суждения вида "S есть Р".
Д. В. Пивоваров
Современный философский словарь. — М.: Панпринт. В.Е. Кемеров. 1998.